Для того чтоб наше время смогло сказать о Пушкине свое слово, равное слову Белинского, нам надо не умножать бесконечно во всех видах и жанрах старое чтение Пушкина, обряд, законсервировавший нам его тексты, а прислушиваться к тому, как эти тексты читает новый в нашей стране человек, что он из них вычитывает и как он ими жизненно пользуется. Скажут,— нельзя слушать Пушкина с голосу малограмотного человека, мы призваны учить этого человека, ставить ему голос, раскрывать ему глаза на Пушкина. Но я спрашиваю: видели вы этого «малограмотного» пушкиниста? Слышали его? Нет? Так посмотрите и послушайте.
Идея пушкинской конференции в Кременках родилась через школу. Ребята «проходили в классе Пушкина», они вздумали «читать вслух родителям»; на чтение «стали сходиться соседи», для удобства «читку перенесли в избу-читальный»,— вот краткая схема развития колхозного пушкинизма, вероятно и не в одних только Кременках.
Но когда мысль — созвать конференцию в своем клубе и сообща потолковать о поэте — оформилась, то общество начало просыпаться.